Поделиться в социальных сетях:

Знахарь и знахарка.
 
Знахарь и знахарка – люди, которые снимают сглаз, снимают всякую порчу, находят утерянные вещи.
 
Колдун, колдунья, ведун и ведунья встречаются реже, и должны уже непременно знаться с нечистой силой, тогда как знахарь, согласно поверью, может ходить во страхе Божьем и прибегать к помощи креста и молитвы.
 
Волхв означает тоже, что колдун, но слово это в народе неупотребительно. Даже о колдуне или колдунье слышно чаще всего в сказках.
 
Кудесники и доки местами тоже известны, более на севере, и означают почти тоже, что колдун.
 
Ворожея, ворожка относится собственно к гаданию разными способами, не заключает в себе условие чернокнижия, но и не исключает его, почему и говорится: я не колдун, но отгадчик – то есть, не знаясь с бесом, умею отгадывать.
 
Общеизвестные способы гадания: на картах, на кофейной гуще, на руке, на воске, на вылитом в воду яйце, на расплавленном свинце, на бобах (отчего родилась поговорка: беду на бобах развести). Есть также гадания по священным книгам, но это суеверие выходит уже из употребления. Гадают также, повесив на веревочку решето и псалтырь, причем то или другое должно перевернуться, если назовут имя виновного.
 
Несколько лет тому назад, один кучер, подозревавший товарища своего, денщика, в воровстве, потребовал, чтобы тот шел с ним к ворожее, жившей у триумфальных ворот, по Петергофской дороге. Когда они пришли, ворожея еще спала, поэтому кучер с денщиком просидели за воротами около часа, потом кучер пошел узнать, не пора ли. Когда он возвратился и стал звать своего товарища – но его уже не было, и нет по сей день. Испугавшись, ворожеи, при нечистой совести, он убежал и пропал без вести.
 
Для такой же острастки кладут на стол заряженное ружье и велят всем целовать его в дуло, уверяя, что оно вора убьет. Кто боится этого и виноват, тот признается, или, под каким нибудь предлогом откажется от целования ружья.
 
Святочные гаданья больше похожи на игры, но им верят.
 
Вот некоторые из них:
 
строят из лучин над чашкой воды мостик и ставят его под кровать – суженый приснится и поведет по мосту
 
кладут гребень под подушку, суженый-ряженый почешется и оставит волосок
 
в бане ставят два прибора, девушка садится в полночь, и суженый является ужинать
 
ставят зеркало и две свечи, девушка сидит перед ним и должна увидеть суженого
 
бросают башмачок за ворота, куда ляжет носком, туда идти девушке
 
кормят курицу счетным зерном, насыпают перед каждым гостем овес, пускают петуха, и к кому он подойдет, тому идти замуж или жениться
 
накрывают приборы, по числу гостей, и подкладывают разные вещи – что кому достанется
 
девушка выходит за ворота и спрашивает имя первого прохожего – так будут звать жениха ее
 
подслушивают под окнами – и из этого делают заключения
 
выливают олово, свинец, воск, и прочее.
 
Гадания гороскопические, со времени познания истинной планетной системы и течения миров, сами собой потеряли всякую цену. Не отвергая связи между землей с ее жителями и между планетами, луной и солнцем, – невозможно, однакоже, допустить какую либо зависимость судьбы или участи каждого из людей от взаимного расположения земли нашей и других небесных тел. Тут нельзя найти и тени смысла.
 
Обо всех выше перечисленных лицах, ворожеях и колдунах, ходит столько чудес по белу свету, что они всем известны. Если некая Ленорман могла дурачить в течение десятков лет в нынешнем веке весь Париж, и оставить после себя огромное состояние, то нет ничего мудреного, что крестьяне наши, а иногда, может быть, и какое либо иное сословие, наклевываются на эту же удочку.
 
Иногда обман чрезвычайно прост, но навсегда остается загадкой для людей на него попавшихся. Офицер, будучи на семке, заступился за хозяина своего, у которого ночью были украдены деньги. Весьма основательное подозрение падало на Карпа, которого, однако же, нельзя было уличить и заставить сознаться. Офицер собрал мужиков в одну избу, объявив им, что у него есть волшебная стрелка, которая во всякой толпе отыщет вора и прямо на него укажет. Для начала он заставил всех мужиков перекреститься, сложить шапки в кучу и повернуться по солнцу. Затем он расставил их в нужном ему порядке, далее вынул и раскрыл с разными премудростями свой компас, раскрутил стрелку и отпустил её. Со страхом мужики глядели на волшебную стрелку, которая, к бесконечному их изумлению, указала прямо на Карпа, поставленного, как само собою, разумеется, на север. Карп едва не обмер, пал в ноги и повинился.
 
Впрочем, надо признать, что некоторые люди, посвятившие себя этому промыслу действуя иногда чисто наугад, по темному, безотчетному чутью или чувству, нередко угадывают истину. Бесспорно, что гораздо чаще лож и обман руководят ими, но сила воли и навык обращать все свое внимание на один предмет, сосредоточивать напряженные духовные силы по одному направлению временно возвышают этих людей над толпой и дают им средство угадывать и знать более обыкновенного.
 
Хитрые знахари, ворожеи, и другие всезнайки часто пользуются следующими уловками: осторожно выспрашивают, хитрыми вопросами о том, о чем нужно гадать или узнают о том же через своих лазутчиков, или посторонних людей.
 
Все знахари иногда пользуются известными им тайными средствами, снадобьями и зельями разного рода, и тем производят мнимые чудеса. Примеры этому встретятся ниже и кое-что будет объяснено.
 
Колдуны, чтобы испортить поезд молодых, на свадьбах употребляют сушеное волчье сердце, медвежье мясо или сало. Лошади, конечно, боятся этого запаха и потому артачатся и не идут. Тогда все с поклонами дарят знахарю подарки, потчуют и зовут на свадьбу. И он исправляет беду. Не знаю как он это делает, но смешно и досадно видеть, с какою глупой важностью такой знахарь сидит не ломая шапки, на первом месте свадебного стола.
 
Одного такого знахаря умный гость прекрасно наказал за наглость и бесстыдство его. Поспорив, он выпил ковш воды заговорённой знахарем, после чего предложил тому своей водицы. Знахарю нельзя было отказаться, так как он слишком много до того хвастался и хвалился, что ему никто ничего не может сделать. Гость зачерпнул в ковш воды, отошел в темный угол для нашептывания и бросил в воду порядочную щепотку табака. К общему удовольствию гостей несчастный знахарь провалялся в самом жалком виде всю ночь на соломе, и свадьба была отпразднована как нельзя лучше.
 
Народ не только верит, что знахарь может испортить свадьбу, жениха, или лошадей так, что поезд не сможет тронуться с места, но даже верит в то, что знахарь может оборотить всех гостей в собак или волков. Многие расскажут вам, как очевидцы, добросовестно и в полном убеждении, случай вроде следующего рассказа одного зажиточного крестьянина.
 
«Я однажды ехал с работником, за которым кое-что водилось. Мы случайно подъехали к свадьбе в деревне, и он попросил меня остановиться, уверяя, что тут должен быть недобрый человек, который хочет, свадьбу испортить, а потому-де его надо наказать. Только работник мой вошел в избу, как оттуда вышел препоганый мужичишка и, подойдя к воротам, принялся грызть зубами столб. Кровь льет изо рта, а он все грызет; наконец работник мой вышел, а мужик взмолился ему; тогда тот, погрозившись на него пальцем, сказал: ну, на этот раз ступай, Бог с тобой; да смотри, вперед не шали. Мужик поклонился ему, утерся рукавом и пошел.»
 
В Сибири какая-то трава, прикрыт или прикрыш, избавляет молодых от всякой порчи.
 
О знахарях и колдунах говорится, что, не отказав никому своего ремесла, они мучатся, не могут умереть и даже встают от этого после смерти. Надо выкопать такого мертвеца, перевернуть его ничком, подрезать пятки и вколотить между лопаток осиновый кол.
 
Общую для многих народов сказку, что кудесники дают Диаволу расписку кровью и продают ему душу, находим мы и в России, но чаще на юге и на западе. Если колдун, чернокнижник не работы чертям, которые являются к его услугам, то они его растерзают. Не знаю, впрочем, справедливо ли, будто всегда предполагается у колдуна черная книга, кажется, дело делается, по народному поверью, и без книги.
 
О колдунах народ верит также, что они отводят глаза, т. е. напускают такую мару или мороку, что никто не видит того, что есть, а все видят то, чего вовсе нет. Например: «едут мужики на торг и видят толпу, обступившую цыган, из которых один, как народ уверяет вновь прибывших, пролезает насквозь бревна, во всю длину его, так что бревно трещит, а он лезет! Вновь прибывшие, на которых не было напущено мары, стали смеяться над толпой, уверяя, что цыган лезет подле бревна, а не сквозь него; тогда цыган, оборотившись к ним, сказал: а вы чего не видали тут. Поглядите лучше на возы свои, у вас сено-то горит! Мужики кинулись, сено точно горит, отхватили на скорую руку лошадей, перерезав упряжь, а толпа над ними во все горло хохочет, оглянулись опять – возы стоят, как стояли, и не думали гореть.»
 
Упомяну здесь еще о заговоре змей: говорят, что ясеневое дерево, кора, лист и зола смиряют всякую змею, лишают ее возможности кусаться и даже повергают в оцепенение. Ясеневая тросточка, платье или платок, вымоченные в отваре ясеневой коры, или в настое золы, действуют, на змею, в расстоянии нескольких шагов, и гадина починяется знахарю. Я читал подобное в каком-то путешествии англичанина по Индии: там было сказано, что индиец касался змеи именно веткою ясеня