Поделиться в социальных сетях:

Моряны.
 
Моряны, огняны и ветряны есть у некоторых славянских племен, но русские, кажется, ничего об этом не знают. Праздник Купала и другие в честь огня и воды, суть явно остатки язычества и не представляют ныне, впрочем, олицетворения своего предмета. Лад, Ярило, Чур, Авсень, Таусень и прочее, сохранились в памяти народной только в песнях или поговорках. Дубыня, горыня, полкан, пыжики и волоты, кащей бессмертный, змей Горыныч, Тугарин-Змеевич, яга-баба живут только в сказках, и изредка упоминаются в древних песнях. О бабе-яге находим много сказок. Она ездит или летает по воздуху в ступе, пестом погоняет или подпирает, помелом след заметает. Вообще это создание злое, несколько похоже на ведьму. Баба яга крадет детей, даже ест их, живет в лесу, в избушке на курьих ножках и прочее.
 
Кикимора мало известна в народе. В северных губерниях ее иногда смешивают с домовым. В некоторых других местах из нее сделали даже пугало мужского пола, тогда как это девки-невидимки, заговоренные кудесниками и живущие в домах, почти как домовые. Они прядут, вслух проказят по ночам и нагоняют страх на людей. Есть поверье, что кикиморы это младенцы, умершие некрещеными. Плотники очень ловко присвоили себе власть пускать кикимор в дом такого хозяина, который не уплатил денег за срубку дома.
 
Игоша это уродец, без рук, без ног, родился и умер некрещеным. Он, под названием игоши, проживает то тут, то там и проказит, как кикиморы и домовые, особенно, если кто не хочет признать его, невидимку, за домовика, не кладет ему за столом ложки и ломтя, не выкинет ему из окна шапки или рукавиц и прочее.
 
Жердяй, от жерди – предлинный и претоненький, шатается иногда ночью по улицам, заглядывает в окна, греет руки в трубе и пугает людей. Это какой-то жалкий шатун, который осужден век слоняться по свету без толку и должности. О нем трудно допроситься смыслу, но поверье это вероятно связано с кащеем бессмертным, которого, может быть, тут или там пожаловали в жердяи.
 
Чтобы избавиться от всех этих нечистых, народ прибегает к посту и молитве, к богоявленной воде, к свечке, взятой в пятницу со страстей, которою коптят крест на притолоке в дверях. Полагают что не должно ставить ворота на полночь, на север, иначе всякая чертовщина выживет из дома.