Поделиться в социальных сетях:

Ведьма.
 
Ведьма известна, я думаю, всякому, хотя она и водится собственно на Украине, а под Киевом есть Лысая гора которая служит сборищем всех ведьм, которые тут по ночам отправляют свой шабаш.
 
Ведьма тем разнится от всех предыдущих баснословных лиц, что она живет между людьми и, ничем не отличается днем от обыкновенных баб или старых девок, кроме небольшого хвостика. А ночью расчесывает волосы, надевает белую рубашку, и в этом наряде, верхом на помеле, венике или ухвате, отправляется через трубу на вольный свет. Она летит по воздуху, либо к Лысой горе, либо доить или портить чужих коров, портить молодцов, девок и прочее.
 
Ведьма всегда злодейка и добра никогда и никому не делает. Она связана с нечистой силой и варит травы и снадобья в горшке, держит черную кошку и черного петуха. Желая оборотиться во что либо, она кувыркается через 12 ножей. Ведьма не только выдаивает коров, но, даже, воткнув нож в соху, цедит из нее молоко, а хозяйская корова его теряет.
 
Если сорока стрекочет, то беременной женщине к ней выходить не нужно: это Ведьма, которая испортит, или даже выкрадет из утробы ребенка. Из этого следует, что Ведьма может превратиться в сороку, и, может быть, поэтому сорока противна домовому, для чего и подвешивается в конюшне.
 
Ведьме, для проказ ее, необходимы: нож, шалфей, рута, шкура, кровь и когти черной кошки, убитой на перекрестке, иногда также и трава тирлич. Ведьма варит зелье ночью в горшке и, ухватив помело, уносится с дымом в трубу. Ведьма иногда крадет месяц с неба, если его неожиданно заволакивает тучами или случится затмение. Она крадет дожди, унося их в мешке или в завязанном горшке, крадет росу, посылает град, бурю и прочее. Есть на Украине предание, взятое, как говорят, из актов: злая и пьяная баба, поссорившись с соседкой, пришла в суд и объявила, что та украла росу. По справке оказалось, что накануне росы точно не было, и что обвиняемая должна быть Ведьма. Ее сожгли. Проспавшись, баба пришла в суд каяться, что поклепала на соседку, а судьи, услышав это, пожали плечами и ударили об полы руками, сказав: от тоби раз!
 
Ведьме удается иногда оседлать человека, и он, увлекаемый чарами ее, везет ее на себе через трубу и возит по свету до упаду. Есть и обратные примеры, то есть, что осторожный и знающий человек выезжал на ведьме, как мы видим из рассказов Гоголя.
 
Все это приближает ведьму к разряду знахарок, ворожей и колдунов, давая ей иное значение, чем поверьями дано прочим баснословным лицам. Ведьма есть олицетворенное понятие о злой и мстительной старухе, и злые бабы пользуются этим суеверием людей. Часто вместо мнимой ведьмы ловили злую соседку на том, что она перевязывает вымя у коровы волоском, или выходит ночью в одной рубахе, без опояски, босиком, распустив космы, пугать, суеверных людей.
 
Много страшного рассказывают о последнем смертном часе ведьм, и в этом отношении, они похожи на знахарей и кудесников, душа их не может расстаться с телом, и знающие люди принимают тут различные меры: вынимают доску из потолка, раскрывают угол крыши. Есть также поверье, что ведьмы, как и колдуны, встают и бродят после смерти, что ведьму можно приковать к месту, притянув тень ее гвоздем. Бить ведьму нужно наотмашь, т. е. от себя, оборотив ладонь.
 
Поверье смешивает ведьм иногда с упырями, известными исключительно на Украине и у южных славян, и говорят, что ведьмы также по смерти сосут кровь из людей или животных и этим их морят. Для этого с ними поступают так же, как с колдунами: переворачивают их в могиле ничком и пробивают насквозь осиновым колом между лопаток.
 
Ведьму отчасти смешивают также с вовкулаками или оборотнями, рассказывая, что она иногда подкатывается под ноги клубком, или превращается в собаку, волка, свинью, сороку, даже в копну сена. Ведьмы же и сами портят людей и делают из них оборотней. Есть рассказы о том, что, снимая шкуру с убитой волчицы или с медведицы, к общему изумлению людей, находили не волчью тушу, а бабу в сарафане, или в юбке.
 
Если найти черную кошку, без единого белого волоска, сварить ее и выбрать все кости, то можно найти кость-невидимку, которая служит ведьме. Если такую кость положить в рот, так и сам исчезнешь в зеркале.
 
Известны неистовства, которые в прежние времена происходили по случаю обвинения какой либо бабы в том, что она Ведьма; это в особенности случалось в южной Руси. Нет той нелепицы, какую бы не придумывали люди, от злобы, глупости, с отчаянья или с хитрым умыслом, для искоренения ведьм и для исправления настроенных ими бед. В старину народ верил, что ведьмы, или другого рода колдуньи могут держать обилие, т. е. заключать в себе и хранить огромные запасы денег, жита и даже зверков, доставлявших промышленникам богатый пушной товар; на Украине подобное суеверие встречается иногда поныне, в особенности же относительно дождей и урожая.
 
Трава чернобыльник, по народному поверью, противна Ведьмам и охраняет от них двор и дом.
 
Общее и единогласное поверье утверждает, что в Москве нет сорок. По этому поводу ходит много разных преданий: говорят, что сорока выдала боярина Кучку, убитого в лесу на том месте, где теперь Москва, и что сорока за это проклята была умирающим; другие рассказывают, что митрополит св. Алексий запретил сорокам летать на Москву, потому именно, что под видом сорок залетали туда ведьмы; и наконец, есть предание, будто они прокляты за то, что у одного блогочестивого мужа унесли с окна последний кусок сыра, которым он питался.
 
Таинственные песни ведьм, состоящие из вымышленных, бессмысленных слов, находятся в известном издании г. Сахарова. На Украине же переходит по преданию счет, будто бы употребляемый ведьмами: одион, другиан, тройчан, черичан, подон, лодон, сукман, дукман, левурда, дыкса; одино, попино, двикикиры, хайнам, дайнам, сповелось, сподалось, рыбчин, дыбчин, клек.